Зачем подавать налоговую декларацию и какие последствия для физического лица, в случае ее непредоставления?



По общему правилу декларирования суммы налога и сбора являются составной содержания налогового долга налогоплательщика, определенного п.36.1. ст.36 НКУ, возникает отдельно по каждому налогу и сбору (п.36.2. ст. 36 НКУ). При этом налоговая обязанность является безусловным и первоочередным относительно других неналоговых обязанностей налогоплательщика (п.36. 3. ст. 36 НКУ).

Пунктом 49.2. ст. 49 НКУ установлено, что плательщик налогов обязан за каждый установленный НКУ отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию в соответствии с требованиями НКУ подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является.

Так, физические лица - плательщики НДФЛ в соответствии с пп.16.1.3. п.16.1. ст.16 и пп. «В» п.176.1. ст. 176 НКУ обязаны подавать налоговую декларацию по установленной форме в определенные сроки в случаях, когда согласно нормам раздела IV НКУ такое представление является обязательным.

При этом для плательщиков НДФЛ согласно п.46.1. ст.46 НКУ налоговой декларацией считается документ, который подается контролирующему органу в сроки, установленные законом, свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога. Форма налоговой декларации по НДФЛ устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику (п.179.9. ст.179 НКУ).

Поэтому, очевидно, что для центрального фискального органа государства обеспечения выполнения физическими лицами - плательщиками НДФЛ обязанности по представлению налоговых деклараций является одним из важных направлений реализации собственных функций.

Понятно, что кроме разъяснительной работы со стороны контролирующего органа, направленной на информирование и убеждение физических лиц - налогоплательщиков в необходимости выполнения ими собственного налогового долга, который заключается и в своевременном декларировании доходов и уплаченных налогов, выполнение этой обязанности также обеспечиваются установлением ответственности в случае его невыполнения, а также применением к налогоплательщикам мероприятий налогового контроля.

В частности, невыполнение физическим лицом - плательщиком НДФЛ обязанности по представлению налоговой декларации (исключительно в том случае, когда представление такой декларации является обязательным) является основанием для осуществления со стороны контролирующего органа в отношении физического лица такого способа налогового контроля, как проверка. В частности, в соответствии с пп.78.1.2. п.78.1. ст.78 НКУ контролирующий орган вправе осуществить документальную внеплановую проверку налогоплательщика, не подавший в установленный законом срок налоговую декларацию, если ее представление предусмотрено законом.

Итак, такое физическое лицо по требованию налогового органа вынуждено пройти процедуру налоговой проверки и как следствие, потратить собственное время, возможно иметь другие неудобства в процессе такой проверки.

Также, физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Так, согласно п.111.1. ст. 111 НКУ за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая (пп.111.1.1. п.111.1. ст. 111 НКУ), административная (пп.111.1.2. п.111.1. ст. 111 НКУ), уголовная (пп.111.1.3. п.111.1. ст. 111 НКУ).

При этом согласно п.112.1. ст. 112 НКУ привлечения налогоплательщиков к финансовой ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности.

Контролирующие органы имеют право применять к налогоплательщикам предусмотрены законом финансовые (штрафные) санкции (штрафы) за нарушение налогового или иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пп.20.1.19. П.20.1. Ст. 20 НКУ) и составлять относительно налогоплательщиков - физических лиц протоколы об административных правонарушениях и принимать постановления по делам об административных правонарушениях в порядке установленном законом (пп.20.1.41. п.20.1. ст. 20 НКУ).

Так, на основании п.120.1. ст.120 НКУ за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации контролирующий орган может применить к физическому лицу - плательщику НДФЛ меры финансовой ответственности, в частности, штраф в размере 170 гривен.

На основании ст. 164 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации контролирующий орган может также привлечь физическое лицо - плательщика НДФЛ к административной ответственности составив протокол об административном правонарушении с наложением на такое лицо штрафа в размере от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть от 51 гривны до 136 гривен согласно п.5 подраздела 1 раздела ХХ НКУ).