Являются ли законными требования работников районных налоговых органов о представлении физическими лицами - плательщиками НДФЛ кроме налоговой декларации на бумажном носителе также ее электронной версии в формате XML (или требования по заполнению налоговой декларации в электронном виде на компьютерах непосредственно в помещениях налоговых органов)?



в соответствии с п.48.1. ст.48 НКУ налоговая декларация составляется по форме, утвержденной в порядке, определенном положениями пункта 46.5 статьи 46 настоящего Кодекса и действующему на момент его представления.

Абзацем 1 п. 46.5. ст.46 НКУ определено, что форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Согласно абзацу 3 п. 46.5. ст.46 НКУ форма декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации) устанавливается с учетом особенностей, определенных пунктом 179.9 статьи 179 настоящего Кодекса.

Действующая форма декларации об имущественном состоянии и доходах утверждена приказом Министерства доходов и сборов Украины от 11.12.2013 г. № 793 «Об утверждении формы налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и Инструкции по заполнению налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах».

Согласно п.5 раздел II Инструкции по заполнению налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, утвержденной вышеуказанным приказом Министерства доходов и сборов Украины, декларация и приложения к ней заполняются печатным способом, чернильными или шариковыми ручками синего или черного цвета, а достоверность данных декларации и приложений к ней подтверждается собственноручной подписью физического лица - плательщика налога или лица, уполномоченного на заполнение декларации (п.7 раздела II настоящего Инструкции).

Требование о необходимости подписания налоговой декларации физическим лицом - налогоплательщиком или его представителем также установлены пп.48.5.2. п.48.5. ст. 48 НКУ.

Пунктом 179.9 ст. 179 НКУ определено, что бланки налоговых деклараций должны безвозмездно предоставляться контролирующими органами налогоплательщикам по их запросу, а также быть общедоступными для населения.

Итак, из вышесказанного следует, что такая налоговая декларация составляется налогоплательщиками (физическими лицами) на бумажном носителе.

В соответствии с п. 49.3. ст. 49 НКУ налоговая декларация подается по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, в один из следующих способов:

а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;

б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Каждый из этих способов подачи налоговой декларации является альтернативным и не требует дублирования со стороны налогоплательщика.

Случаи, в которых представления налоговой декларации также в электронной форме является обязательным, предусмотренные в п.49.4. ст. 49 НКУ. Этот пункт НКУ, в частности не предусматривает обязанность налогоплательщиков - физических лиц, которые подают декларацию об имущественном состоянии и доходах, подавать ее также в электронном виде.

Таким образом, физические лица имеют право воспользоваться любым из способов представления налоговой декларации, предусмотренных п. 49.3. ст. 49 НКУ, и не обязаны дублировать такую декларацию еще и в электронной форме.

В соответствии с п. 49.8. ст. 49 НКУ принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. При принятии налоговой декларации уполномоченное должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 настоящего Кодекса.

В частности, п.48.2. ст.48 НКУ дано определение понятия «обязательные реквизиты», а п.48.3. ст.48 НКУ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать налоговая декларация.

При условии соблюдения налогоплательщиком требований статьи 49 НКУ должностное лицо контролирующего органа, в котором состоит на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения контролирующим органом (п.49.9. Ст.49 НКУ).

Отказ должностного лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным статьей 49 НКУ, в том числе выдвижение любых не определенных этой статьей предпосылок для такого принятия (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т.п.) запрещается (п.49.10. ст.49 НКУ).

Таким образом, работники районных налоговых органов не вправе отказывать налогоплательщикам - физическим лицам в принятии налоговых деклараций на бумажных носителях при условии, что их налоговые декларации заполнены с учетом всех обязательных реквизитов, предусмотренных п.48.3 и п.48.4 ст.48 НКУ, и требовать от них дополнительно налоговые декларации на электронных носителях или их формирования в электронном виде на компьютерах непосредственно по месту нахождения налоговых инспекций.

Однако, к сожалению, действительно такая практика имеет место последние годы во многих налоговых органах. В следствии налогоплательщики должны защищать свои права. В частности, налогоплательщики имеют право обжаловать действия должностных лиц налоговых органов по их незаконных требований, и по каждому заявлению налогоплательщика о нарушении должностным лицом контролирующего органа статьи 49 НКУ в обязательном порядке должно проводиться служебное расследование в соответствии с законом (п.49.14. В .49 НКУ).